National Interest: Украина стремится ввести военно-морской флот в XXI век

События 2018 года, когда Россия захватила украинские корабли и их экипажи возле Керченского пролива, четко продемонстрировали актуальность для Украины вопросов, связанных с морской безопасностью. В результате, представление в конце ноября 2018 года стратегии развития украинского флота до 2035 года и ее публикация в январе 2019 года свидетельствует о попытках систематического решения проблемы безопасности на море. Об этом говорится в статье The National Interest, передаёт УНН.

Так, издание фокусируется на сильных и слабых сторонах новой стратегии. К сильным причисляются комплексный подход к морской безопасности, приоритетное поэтапное увеличение вместимости флота, тщательный расчет финансовой стороны стратегии, а также курс на интеграцию в НАТО.

В частности, со слов автора статьи, стратегия украинского флота до 2035 года соответствует передовой практике документов в этой области. Она содержит основные элементы стратегических документов - четкое определение роли и места флота в национальной безопасности Украины, анализ оперативной обстановки, реалистичный пошаговый план действий и финансовые расчеты.

"Предлагаемое видение развития флота к 2035 году показывает, что командование военно-морского флота Украины имеет полное представление о том, что необходимо сделать для защиты интересов страны в Черном и Азовском морях", - отмечает издание.

Эксперты также похвалили тот факт, что реализация стратегии включает три этапа - 2019–25, 2025–30 и 2030–35 годов. На каждом из них предусматривается качественное укрепление возможностей флота. В то же время реализация целей одного этапа станет основой для успешной работы на следующем этапе.

"Чрезвычайно важно, чтобы командование Военно-морских сил не только четко наметило пошаговый план развития возможностей национального флота с приоритетами на каждом этапе, но и оценило, сколько это будет стоить. Реализация стратегии с точки зрения оборудования будет стоить от 70 до 90 миллионов долларов США в год на первом этапе, от 100 до 250 миллионов долларов США на втором этапе и от 150 до 400 миллионов долларов США на третьем этапе", - говорится в статье.

Отмечается, что тот факт, что были сделаны соответствующие расчеты, является необходимым элементом, "поскольку стратегия, которая не учитывает фискальные реалии, обречена на провал с самого начала".

Не менее важно, считают специалисты, что стратегия флота до 2035 года была разработана на основе доктрины НАТО AJP-3.1, касающейся военно-морских операций Альянса. Стратегия ВМС Украины предусматривает, что к 2025 году украинские моряки будут готовы действовать на основе этой доктрины в сотрудничестве с силами НАТО.

Кроме того, стратегия ВМФ предусматривает помощь международных партнеров в развитии флота.

В то же время, отмечает автор, основной документ военно-морского флота насчитывают как минимум четыре недостатка. Одним из них является финансирование.

"Финансовые расчеты стратегии являются как сильным, так и слабым местом. Остается открытым вопрос, сможет ли Украина выделять 100–250 миллионов долларов в год на оборудование на втором этапе и 150–400 миллионов долларов, как это предусмотрено на третьем этапе", - отмечается в статье.

Также минусом назвали противоречия в обозначенных приоритетах в разных разделах стратегии.

А ещё – то, что украинский военно-морской флот сможет полностью и эффективно реагировать на текущую стратегическую реальность в Черном и Азовском морях только на третьем этапе развития.

"Еще одним недостатком стратегии является то, что, даже если она будет успешно реализована на первом и втором этапах, украинский флот все равно не сможет эффективно противостоять всем угрозам на море, которые уже присутствуют, в случае тотальной войны с Россией", - подчеркивают эксперты.

Четвёртый пункт звучит примерно следующим образом: "Нужно ли позволять ВМФ разработать отдельный потенциал для точных наземных ударов на дальние дистанции?".

"Как указывалось выше, без достаточных возможностей Украине будет сложно противостоять российским военным возможностям милитаризированного Крыма, которые, в свою очередь, могут серьезно повлиять на ситуацию в Черном и Азовском морях. Но остается открытым вопрос о том, следует ли разрешить украинскому флоту создавать отдельные возможности для точных дальних наземных ударов", - считает автор.

По его словам, военно-морские силы крупных держав пытаются максимизировать свою оперативную площадь действия, чтобы действовать отдельно от других типов вооруженных сил.

Тем не менее, политическое руководство Украины не обязательно должно дать согласие на цель военно-морского флота действовать таким же образом, учитывая ограниченные ресурсы страны, говорится в статье.

Как сообщал УНН, министр обороны Украины Андрей Загороднюк в начале ноября заявлял, что в сотрудничестве со странами НАТО Украина отстает в выполнении стратегии Военно-морских сил.

Источник: ИА UNN.

Главные новости дня

Новости партнеров