Украинское Полесье – прикоснуться к средневековью

10 Мар 2014 года - 14:20
Украинское Полесье – прикоснуться к средневековью

В селах Полесья живут потомки древних шляхетских родов. В этих местах, в 2 км до границы с Беларусью, на телефоне включается роуминг, и позвонить домой, чтобы сообщить, что застрял, становится задачей не из простых. А не застрять здесь сложно, поскольку автобус из Возничих и Лучанок в Овруч - редкость.

Не так давно белорусские дети ходили в школу в Возничах. Но теперь граница стала строже, школа закрыта, а само село постепенно превращается в заросли. Если у городского жителя слово «гуща» ассоциируется с остатками кофе, то здесь этим термином обозначают густой лес. Без каких-либо метафор и гипербол, ведь густые чащи вокруг первобытные, дальше идти некуда. Это все Полесье, Житомирская область, Овручский район.

Дикие и благородные

Невмержицкие (от слова Невмиричи) и Левковские (здесь также множество вариаций: Левковский, Левкович и т.д.) - представители так называемой окраинной шляхты времен Великого княжества Литовского, населяющие эти земли (на сегодня несколько сел: Возничи, Лучанки, Левковичи, Мацко и другие) с XV века.

«Вероятно, раньше просто никто не исследовал этой генеалогии глубже» - предполагает председатель сельсовета Лучанок Сергей Ковальчук.

Господин Сергей - «человек мира». Имея два образования, поездив немало Европой, он сознательно выбрал жизнь в селе. Говорит, что городские ритмы не для него. Пишет исторические краеведческие научно-публицистические работы (и готовит к печати собственную), собирая по крупицам материалы об окрестностях, начиная с каменного века; занимается розыском пропавших без вести во время войны и сталинских репрессий, да и заботится, чтобы результаты этих поисков дошли до потомков. Каждая такая история - целый детективный сюжет. Следит, чтобы герои (будь то украинцы или немцы), которые, например, не давали солдатам чиркнуть спичкой и поджечь обложенную соломой, облитую бензином церковь с людьми, были отмечены должным образом. По крайней мере, чтобы о них знали.

Несмотря на это, как и все местные, он очень недоверчив. Долго и придирчиво изучает журналистское удостоверение и, согласившись на разговор, все равно не дает включить диктофон. Многочасовой разговор приходится записывать от руки.

Страх диктофона и камеры вездесущ. Здешние люди любознательные, искренние, веселые и гостеприимные. Они не поленятся бросить работу и расспросить, что за пришелец бродит по улице, охотно расскажут историю рода или села, пригласят к столу или на ночлег, покажут дом и двор, но одно неосторожное движение в сторону камеры на плечи - и все, контакт потерян. «Я не симпатичная, я не стройная, идите, снимайте кого-то красивого», - кокетничает колоритная, миловидная женщина. И здесь ничего не поделаешь.

В селе Верхняя Рудня пожилой мужчина так прокомментировал отказ сельского головы говорить на диктофон: «Они до сих пор не забыли сталинских времен». Память здесь передается на генетическом уровне, война как будто была вчера. Да что там война, если они еще помнят свое средневековое происхождение?

«Не путайте с польской шляхтой! Это украинская окраина», - предостерегает Сергей Ковальчук. Из выдающихся потомков - Юрий Немирич, полковник Хмельницкого. Хотя господин Сергей решительно отрицает причастность этих родов к полякам, однако на поворотах истории им приходилось пересекаться не раз. Вряд ли сейчас найдется специалист, который с уверенностью описал бы капризные хитросплетения этих генеалогических деревьев.

Если в отношении Невмержицких и их происхождения все до конца не выяснено, то корни рода Левковских более-менее определены: зачинателем рода считают Илариона Валевского, который за свои действия (какие именно - источники, к сожалению, умалчивают) получил грамоту на владение землями от князя Олелька Владимировича (внук великого князя Литовского Ольгерда) в 1450 году. В грамоте было сказано: «Не обязан он нам служить со слугами, ни платить, ни каких-либо посылок; и не должен он в Чернобыль на стражу ездить, но служить ему службу с боярами». Эти привилегии подтверждались его преемником в последующие годы « как многочисленному роду окраинной шляхты ».

В «благородных» селах никогда не было крепостного права. C жителей не собирали налогов, и единственное, что от них требовалось, - раз в два года отправлять с каждого двора по мужу, чтобы тот «отслужил конем» на границе полгода. Рядом есть села, которые назывались «мужицкими», где был крепостной труд. Шляхтич не мог жениться на простолюдинке; это строгое разделение актуально и сегодня - два рода пытаются жениться только между собой, и люди полностью осознают свое «аристократическое» происхождение.

«Когда не было неба и земли ...»

В свое время в Лучанках была большая коллекция каменных орудий, найденных на этих землях. Затем их вывезли в Житомир. Эту территорию населяли древляне до (и после) того, как Ольга сожгла Коростень. Они официально признали христианство только через 120 лет после крещения Руси. Родоверческие названия и легенды здесь оживают, приобретают новое звучание. «Ивжин колодец» (то есть Ольгин) или «Ольгины Ступаки» - колодцы, вырытые воинами княгини во время похода, чтобы, случайно, местные не надумали отравить ее водой из других колодцев. У колодцев круглосуточно дежурили. Эти и другие легенды господин Сергей слышал, как и положено, от бабушки (которая не умела ни читать, ни писать).

Чего стоят одни названия окрестностей: Лельчицы (соседний райцентр, уже Беларусь) - от богини Лели; Бабина гора (Баба – богиня - покровительница лесов и полей), Девошин, Дивина Гуща (от Девы - молодой ипостаси Бабы - их капища содержались всегда рядом). На Пасху молодежь прыгает через костер, гадает, катит огненное колесо и т.д. в лучших традициях язычества. Хотя в церкви также собираются до или после игрищ. Некое органическое сочетание старых и более новых традиций - сознательно, или просто ради гуляний.

Поскольку Невмержицкие здесь практически все, до сих пор действует трехступенчатая система имен: фамилия (одна на 90 % населения), родовое наименование (Кислые; Лейбы - так их прозвали за дружбу с еврейской семьей; Зубатые; Судьба; Круц т.д. ), а также прозвище (например, Брицун - Ходак) .

Один из основных промыслов - бортничество, то есть лесное пчеловодство. Технология в почти неизменном виде сохранилась со времен Киевской Руси: выдолбленные бревна пристраивают как можно выше деревьев, или ставят на землю. На зиму «дома» для пчел утепляют. Мед собирают как для себя, так и на продажу. Здесь до сих пор пашут землю плугом, на участках у каждого - кусочек земли, усеянный рожью: хлеб также пекут сами. Несмотря на такие архаичные виды труда, немало детей, выходцев из Лучанок, после школы успешно сдают тесты и поступают в первые киевские вузы.

От «благородных» Лучанок и Возничих соседнее село Верхняя Рудня внешне отличается мало. Впрочем, их разделяет нечто гораздо существенное, чем пять километров лесной дороги. Там также достаточно гостеприимно приглашают в дом и спрашивают о цели прибытия. «Ха, то вы были у тех господ? Когда их парень нашу девку за себя берет, его все село травит, мол, зачем «мужичку» взял?» - С оттенком насмешливого пренебрежения говорит хозяин. «Голубая кровь, голубая кровь. Не такая уж она и голубая теперь!.. Немцы-то попортили ее! Видели, сколько белобрысых на селе? То-то и оно».

Фото

Полесье 1

Полесье 2

Полесье

Полесье - непричесанная аутентика

Если Крым и Карпаты - это «экзотика с комфортом», оформленная в схематические туристские маршруты со всеми удобствами, то Полесье - дикая и непричесанная аутентика. Вы не найдете здесь уютного хостела, кафе или магазинчика сувениров, зато почувствуете на ощупь, как жили люди сотню (и не одну!) лет назад. Любая поляна или камень имеет свою историю, еще не переплавленную в учебниках. Еще живы люди, которые умеют те бывальщины пересказывать. Именно сейчас здесь можно быть, слушать, смотреть и впитывать с воздухом густую и насыщенную память.

По материалам статьи: Елены Максименко, http://tyzhden.ua. Перевод: ПрессОрг 24, http://pressorg24.com/. Фото: Елены Максименко.

Главные новости дня

Новости партнеров