Вадим Карасев: Если Порошенко будет сильным Президентом, он отработает два срока

Известный политолог - о перспективах новой власти, стоящие перед Президентом, и судьбу парламента текущего созыва.
Есть время делать выбор, а есть время делать прогнозы. Пока ЦИК досчитывает последние проценты, пока штаб победителя президентской гонки готовится к его инаугурации, так и хочется приподнять завесу над будущим и заглянуть в него. Человек - слаб, и надежда всем нам нужна здесь и сейчас. Что принесет Украине ее «попытка номер пять»? Новое качество жизни или новые разочарования? В момент, когда в прошлом (в лице Януковича) уже нет, а будущее еще не наступило, мы решили оценить риски и надежды нашего бытия вместе с политологом Вадимом Карасевым - известным экспертом и директором Института глобальных стратегий.
«Общество стало другим, страна стала другой, избиратель стал другим. А парламент остается все тем же? Нонсенс»
- Господин Вадим, сейчас рейтинг Петра Порошенко составляет 54 с лишним процента. Есть такое мнение: что бы ни делал пятый Президент Украины дальше, его рейтинг обречен падать. Ибо человек при власти всегда является мишенью для критики. Согласны с этим?
- Не факт. Все зависит от того, как он пройдет первую, «разгонную», фазу своего президентства. Если он на старте наберет достаточную скорость, рейтинг не только не упадет, а может даже увеличиться. Ключевым моментом здесь является Донбасс и АТО. Если он не только быстро и эффективно завершит антитеррористическую операцию, но и принесет на Донбасс мир и безопасность, он станет Президентом всей Украины - и востока, и запада, и центра. В нем все увидят лидера, который спас Украину от распада.
- Если исходить из того, что миссия «успокоить Донбасс» заключается не только в военных действиях, какие месседжи Порошенко должен донести востоку?
- Эти месседжи уже звучали, и не раз. Мир. Стабильность. Безопасность... Когда-то Джон Локк, отец- основатель западной либеральной мысли, говорил о триаде ценностей: право на жизнь, свободу и собственность. Фактически все начинается с права на жизнь и безопасность. Потом уже можно говорить о безопасности среды и о праве на собственность. Именно потому, что подобные месседжи звучали из уст Порошенко за него и проголосовало большинство украинцев.
- То есть задача Президента вне Донбасса - выстраивание под себя нового парламентского большинства, углубление сотрудничества с правительством и т.д. - вы относите к второстепенным?
- Это, скорее, не экзистенциальные, а инструментальные задачи. Это необходимая законодательная база, чтобы не было саботажа, чтобы парламент работал качественно и в режиме fast track - быстрой дорожки. Сейчас нужно действовать быстро - Украина и так много потеряла времени - и в вопросе евроинтеграции, и в вопросе укрепления обороноспособности. Необходимо как можно быстрее преодолеть кризис государственности, а это предполагает наличие устойчивого пропрезидентского парламентского большинства.
- Постойте, так что же важнее? Создавать пропрезидентское большинство или разогнать этот парламент и запустить выборы нового?
- Так новое большинство будет создаваться в новом парламенте! Сначала - роспуск действующей Рады, а дальше - новые выборы, новая партия Президента, которая принимает в них участие, она может на эффекте президентских выборов получить весьма серьезное парламентское представительство, а затем - формирование вокруг этой партии нового парламентского большинства.
- То есть этот парламент однозначно обречен?
- А кого он сейчас представляет? Из пятерки победителей президентской кампании только у Тимошенко партия представлена в парламенте. Гриценко - нет, Ляшко - нет, Тигипко - представлен относительно, ведь он покинул Партию регионов. И Президент так же не имеет партии.
- Сейчас бы ленивый не распространялся на тему, какие юридические основания у Президента, чтобы распустить парламент. Все сходятся на том, что единственный возможный путь - разрушить существующую коалицию. Ибо самороспуск Рады рассчитывать не приходится. Так как, по вашему мнению, сделает Порошенко? Нажмет на «УДАР», чтобы их 40 депутатов покинули коалицию?
- Но сейчас фактически нет никакой коалиции. Было ситуативное образование, и все. И сейчас, чтобы сохранить свое реноме, той же «Батькивщине» вовсе не нужно держаться за ту временную, неестественную, эфемерную коалицию, которой она является сейчас. От этого «Батькивщина» может только потерять. Поэтому большинства де-факто нет, а поскольку нет большинства, не принимаются и законы. И Президент, учитывая, что парламентская коалиция является ключом к легитимности парламента, может распустить Раду и назначить новые выборы. А вообще-то, получив такой мандат доверия, Порошенко будет опираться именно на него, на мнение людей. А также и на то, что этот парламент никого сейчас не представляет - общество стало другим, страна стала другой, избиратель стал другим. А парламент остается все тем же? Нонсенс ... Кроме того, Порошенко, возможно, учтет ошибку Ющенко 2005 года, который не пошел на перевыборы парламента, а принял сдачу в плен Партии регионов, которая только притаилась на время и в итоге разрушила надежды Оранжевой революции...
«Уникальная ситуация: впервые мы можем получить и проевропейскую власть, и проевропейскую оппозицию»
- А вы помните тот момент, когда депутаты от «УДАРа» обратились с представлением в КСУ - они просили растолковать, когда должны состояться следующие президентские выборы. Многие трактовали такой «подкоп» под будущее президентство Порошенко как предательство со стороны Кличко. Это бросило тень на их отношения?
- Нет. Это был ход на опережение, чтобы в будущем на дате выборов не спекулировали. Порошенко - не только хороший стратег, но и искусный тактик, он понимал, какие могут быть подводные камни. Шаг был прогнозируемым, и Конституционный Суд вынес прогнозируемое решение. «УДАР» и Порошенко - это не только тактический союз на выборах 2014 года, это стратегический союз на более длительную перспективу.
- А какие планы у Порошенко относительно Яценюка?
- Яценюк будет оставаться премьер-министром, это также стратегический и тактический соратник Порошенко. Он - профессиональный экономист, банкир, человек компетентный. Именно такое лицо во главе правительства Порошенко и нужно ... Вы обратите внимание, какая уникальная ситуация: впервые после этих выборов мы можем получить и проевропейскую власть, и проевропейскую оппозицию.
- Поскольку вы говорите о проевропейской оппозиции, вы, очевидно, исключаете, что Юлии Тимошенко может быть предложена какая-то должность в правительстве?
- А зачем ей должность в правительстве? Она может критиковать Порошенко именно с позиций проевропейской оппозиции. К этому амплуа она готовилась в течение последних недель избирательной кампании. А прозвучало это тогда, когда она выступила за немедленное проведение референдума относительно вступления в НАТО и вступления в Европейский Союз.
- Какими вы видите перспективы «Батькивщины» на парламентских выборах?
- Нормальными. Как я уже говорил, при всех достижениях Порошенко только у Юлии Владимировны есть отработанная, «оттюнингованная» партийно-электоральная машина. Это хорошая стартовая опция.
- В 1965-м и 1974 годах Франсуа Миттеран проигрывал президентские выборы - сначала Шарлю де Голлю, а позже - Жискар д'Эстену. Но в 1981-м он все же стал президентом Франции. Тимошенко может повторить эту историю?
- Понимаете, любые сравнения всегда хромают. Там была Франция 1960-х, здесь - Украина и XXI века. Если Порошенко будет сильным Президентом, он отработает два срока, а Юлия Тимошенко вряд ли будет ждать. На что она может быть реально нацелена? На победу на парламентских выборах, на участие в формировании коалиции, на должность Премьер-министра ... А разыгрывать сценарий досрочных президентских выборов и матч-реванш с участием ее и Порошенко я бы не стал.
«Ляшко выехал на центральноукраинской суржиковой харизме, которая многих привлекает»
- Давайте о других участниках кампании. Например, о Вадиме Рабиновиче. Как ему удалось обойти, пусть даже на пару сотых процента, Яроша с Тягнибоком?
- Во-первых, есть запрос на новых лидеров - ярких и креативных. А Рабинович именно таковым и является. Просто раньше он держался в тени, а на первый план выходили его проекты, вроде «Фемен».
- А Ярош что, перестал быть ярким?
- А он и не был ярким. Он был ярким на Майдане, и-то не для всех. К тому же он был более медийным, чем реальным персонажем. И раскруткой в медиа он обязан, прежде всего, России.
- Относительно Ляшко. Этот персонаж выехал на популизме?
- И на яркости, и на медийке. На центральноукраинской суржиковой харизме, которая многих привлекает. Можно по-разному относиться к Ляшко, но то, что он способен на неожиданные «безбашенные» поступки, - это факт. Поэтому о чистом популизме и об «украинском Жириновском» я бы не говорил. Но посмотрим, сможет ли он удержать свой рейтинг, который во многом является ситуативным.
- По поводу Тигипко. По многим опросам, ему доставалось третье место. Чем он в итоге отпугнул избирателя? Связями с Партией регионов?
- Он в этой кампании выступал как миротворец. Но те, кто хотел мира, проголосовали за Порошенко, понимая, что только он сейчас способен остановить войну на востоке. Кроме того, следует учитывать региональный профиль электората Тигипко. Это - юг и восток Украины. Первое место там взял Порошенко, а второе досталось Тигипко. Если бы в этих регионах явка была выше, Тигипко получил бы дополнительные проценты. Его пятое место - это не столько закономерность, сколько ситуативность.
- Вопрос по поводу Конституции. Объясните, для чего ее еще раз переписывать? Мы уже вернулись в редакции 2004 года, согласно которой полномочия Президента являются урезанными. И все вроде бы были довольны этим фактом...
- Я не верю в то, что Конституция Украины в ее нынешнем виде может долго просуществовать. Парламентско-президентская республика - это то, чего не бывает в принципе. Во Франции, например, премьерско-парламентская республика, то есть там большинство в парламенте имеет премьер. Есть страны, где большинство в парламенте формирует президент. Здесь или Президент становится влиятельным и назначает более двух министров, согласно действующей Конституции, или мы выходим на классический государственный строй, характерный для стран, где сильнее премьерская составляющая. Проблема 2005 заключалась не в том, что у Президента было мало или много полномочий, проблема заключалась в том, что у Ющенко не было сильного, консолидированного большинства в парламенте. И он был вынужден разрываться между сильной фракцией Премьера и сильной фракцией оппозиции. И если теперь у Порошенко будет сильная фракция в парламенте, манипуляции с Конституцией не нужны вообще.
Оригинал: © 2014 «УМ», Наталья Лебедь. Перевод: ПрессОрг24. Фото: Обозреватель.