Израиль: выиграть битву, проиграть войну

При всей военной мощи Израиля, без мира будущее видится мрачным.
ХАМАС правит в секторе Газа с 2007 года, и похвастаться ему нечем. Это суровая, ограниченная исламистская партия, которая не желает выслушивать ничьих других мыслей. Устав ее - антисемитизм. Она обстреливает из ракет территорию Израиля и роет туда тоннели, чтобы убивать или похищать израильских солдат. И знает, что спровоцированные ею атаки в ответ будут стоить сотен жизней гражданских палестинцев, а это будет вызывать сочувствие по всему миру. А еще она слабее, чем раньше, потому что сейчас проигрывает бой.
Израиль, наоборот, успешное государство на Ближнем Востоке. Это единственная настоящая демократия в регионе, в котором царит дух изобретательности, предпринимательства и творчества. К тому же, во время боев в Газе, Израиль преобладает над противником своей огневой мощью. Большинство народа симпатизирует военным и чувствует надежную поддержку Конгресса США. Однако, хотя Израиль и выигрывает в войне, к победе в битве за мировое общественное мнение ему очень далеко. Это важно отчасти потому, что он космополитическая торговая держава, которая ждет защиты от союзников-американцев, а также потому, что стоило бы услышать и голоса критиков.
Антисемитизм: всегда наготове
Лишь одно поколение назад Израиль победил в конфликте над Организацией освобождения Палестины, которую возглавлял Ясир Арафат и которой до грехов ХАМАСа было далеко. Тогда европейская молодежь ехала пожить в кибуцах между окончанием школы и поступлением в университеты. В 1976-м западный мир аплодировал, когда израильские коммандос спасли евреев-заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде.
Но по мере продолжения оккупации палестинской территории симпатии постепенно испарялись. В опубликованном в июне, еще до обстрелов Газы, опросе, где респондентов просили дать положительную или отрицательную оценку политике Израиля, граждане 23 стран оценили его в минус 26%, поставив ниже России. На еще худших позициях оказались разве что Северная Корея, Пакистан и Иран. Все больше европейцев называют израильтян расистами (с циничным подтекстом, мол, уж кто-кто, а евреи должны понимать все опасности этого явления). И даже в Америке, где большинство всегда была на стороне Израиля, с 2002 года на пять процентных пунктов (до 39%) возросло количество убежденных, что действия последнего против палестинцев неправильные. Среди молодежи от 18 до 29 лет его поддерживает лишь четверть.
Многие израильтяне, как и самые ярые их сторонники в Конгрессе США, считают нынешнюю враждебность наивысшей точкой долгого процесса демонизации, двойных стандартов и делегитимизации. И не ошибаются. Суждение о стране по высоким стандартам, как это бывает у критиков Израиля, может быть комплиментом, но нравственность против него часто используется как кнут. Закидывая Израилю политику апартеида, критики не замечают факта, что местное меньшинство (друзы, арабы и бахаи) находятся под защитой независимых судов этой страны, включая Верховный суд, в который входит и судья - араб. Кампания БДС (бойкот, дивестиции и санкции) призывает не только положить конец оккупации Западного берега реки Иордан и бороться за равные права, но и предоставить возможность возвращения всем палестинским беженцам. Другими словами, это эрозия Израиля, как родины евреев. Протесты во Франции против боевых действий в Газе закончились атаками на синагоги и компании, принадлежащие людям этой национальности.
Неудивительно, что многие израильтяне чувствуют противопоставление всему миру, считая, что за критикой их страны часто скрывается неприязнь к евреям. Но было бы неправильно вообще ее игнорировать. Отчасти потому, что общественное мнение имеет вес. Для торговой державы, основанной на принципах свободы, делегитимизация, по словам одной израильской научно-исследовательской организации, это «стратегическая угроза». Другая причина в том, что иногда критики из-за границы правы.
Пожалуйста, услышьте их!
Начать стоит с масштабов кровопролития в Газе. За последние недели погибло около 1,4 тыс. Палестинцев, тогда как со стороны Израиля - 56 военнослужащих и четверо гражданских. Даже с поправкой на жестокость ХАМАСа ни одно демократическое государство не может смириться с военной стратегией, которая приводит к такой массовой гибели детей (не говоря уже о совершенно недипломатичном заявлении посла Израиля в Вашингтоне, что солдаты его государства заслужили Нобелевскую премию мира). Разрушение обеспечивают симпатии к ХАМАСу и лишают Израиль поддержки среди умеренных палестинцев, и является его лучшим шансом на мир.
Более того, Израилю следует услышать, что говорят критики о двух государствах, как решение проблемы. Это остается единственным практическим решением. Время работает не на Израиль. Палестинцы наверное уже численно преобладают над израильтянами на тех землях, где они проживают вместе. Без двух государств народы останутся в границах одной общей. Для Израиля это означает угрозу или перманентную не демократическую оккупацию, которая лишает палестинцев гражданских прав, или демократического государства, где евреи будут меньшинством. Ни одна из них не будет той Землей Обетованной с равными правами для всех, которую стремились построить отцы - основатели Израиля.
Госсекретарь США Джон Керри прилагает огромные усилия, чтобы достичь мира между израильтянами и палестинцами на условиях двух государств для двух народов. Когда несколько месяцев назад переговоры сорвались, он обвинил израильское лобби, которое продвигает идею построения еврейских поселений на Западном берегу. Это вызвало гнев правого крыла в Израиле. А сейчас к правым присоединились и левые, потому что Керри предложил прекращение огня в Газе, что, по мнению израильтян, будет на руку ХАМАСу. Но госсекретарь прав. Если Израиль и в дальнейшем будет строить поселения на оккупированной территории, он будет занимать землю, которая могла бы принадлежать независимому палестинскому государству, а это будет препятствовать мирному процессу.
Тоже можно сказать и об очевидной стратегии Израиля относительно и Газы, и Западного берега. Создав огромную тюрьму под открытым небом в Газе, Израиль и в дальнейшем упорно блокирует ХАМАС, но при этом настраивает против себя все новые и новые поколения палестинцев. По Западному берегу премьер-министр Биньямин Нетаньяху дал задний ход: сказал, что Израиль не может ослабить контроль за безопасностью этой территории из-за опасности атаки исламистов. Это означает намерение усиливать оккупацию, тем самым лишив последней надежды умеренных палестинцев. Тогда Западный берег тоже неизбежно взорвется, ведь демографические часы не перестает тикать.
Несмотря на всю кровь и ужас в Газе, Нетаньяху вскоре предоставится возможность показать, что он услышал критиков. Выиграв эту битву, он сможет вернуться за стол переговоров уже с настоящим предложением мира. Этого должен требовать от него каждый истинный друг Израиля.
© 2014 The Economist. Перевод: http://pressorg24.com/. Фото: Flickr, IDF.