Spiegel Online: о чем же должны говорить на встрече в Минске

Киев находится под давлением со всех сторон: Россия хочет сохранить Украину в сфере своего влияния. Запад, особенно Германия, стремится положить конец конфликту, чтобы иметь возможность снова говорить с Россией. ЕС остается солидарным с Украиной только в определенных узких пределах и имеет такое же узкое понимание процессов в Восточной Украине. Это, по мнению журналиста Der Spiegel Кристиана Неефе, делает поездку в Минск для президента Украины Петра Порошенко довольно нелегкой.
По мнению Неефе, возможность встречи российского и украинского президентов в Минске звучит, как ослабление конфликта, однако об окончании войны говорить еще очень рано.
По его мнению, есть семь важных пунктов, вокруг которых и идут предстоящие переговоры.
Во-первых, украинская экономика, как пишет Неефе, действительно все еще в большой опасности, но она не «разваливается», как об этом часто пишут в Германии. «Чтобы понять это, важно взглянуть на размер войны в Восточной Украине: даже в Днепропетровске, столице соседней с Донецком области, нет следов войны, происходящей в 250 километрах», - пишет Неефе и приводит пример оживленной вечерней набережной в Днепропетровске.
Во-вторых, территория, которую занимают террористы составляет всего один процент территории Украины. «Даже если иметь в виду Донецкую и Луганскую области, то есть, те, чье население в основном высказывалось в мае за автономию, тогда получится всего девять процентов страны, где есть противостояние правительству. Об этом также в основном забывают в Германии», - пишет Неефе
В-третьих, по мнению журналиста, именно этот факт нужно иметь в виду, когда кто-то (как, например, вице-канцлер Зигмар Габриэль) призывает к федерализации Украины. «Так, допустим, 70% населения в мае проголосовали за автономию своего региона, но надежных данных нет. Этот референдум не имеет ничего общего с вооруженным восстанием, которое весной начали агрессивные сепаратисты и которое затем переросло в войну. Повстанцы просочились в города только после референдума. Они не являются выразителями интересов местного населения. Это подтверждается тем, что немногие жители Донецка и Луганска прислушивались к их призывам вступать в так называемую народную армию. Повстанцы ведут войну, которая не является «народным восстанием, как они утверждают. Эту войну принесли с помощью России», - отмечает немецкий журналист.
В-четвертых, по мнению Неефе, децентрализация и большая автономия для Донецкой и Луганской областей является разумной целью, и Киев это пообещал. А вот федерализация не имеет смысла хотя бы по той причине, что даже утверждение «повстанцев» о том, что Донбасс финансирует Украину является ложным. «На самом деле Киев субсидирует в течение многих лет нерентабельные шахты Донецка», - добавляет он и отмечает, что федерализация Украины выгодна только для России, которая будет иметь возможность продолжать использовать этот регион как источник беспорядков против власти в Киеве.
В-пятых, Крым может быть потерян в обозримом будущем, но, по словам Неефе, для национального самосознания, он остается неотъемлемым. Требование вернуть аннексированный полуостров должен поддерживать Порошенко, если он, в конце концов, но все еще хочет пересмотреть нынешнее положение дел. Не надо слушать немецких политиков, которые требуют отказа от Крыма, чтобы успокоить Россию, - «это было бы политическим самоубийством. Франции нужно было 47 лет, чтобы вернуть Эльзас-Лотарингию», - пишет Неефе.
В-шестых, немецкий журналист отмечает ключевые позиции ЕС. «ЕС призывает к прекращению огня любой ценой, Москва, конечно, тоже. На это Киев может согласиться только тогда, когда будет закрыта граница с Россией», - считает он. «Война стала жестокой в последние дни. Украинская армия терпела поражение за поражением, тогда как повстанцы выдерживали чудом численное превосходство. Это не было бы возможно без поддержки России. Если Порошенко согласится на новое прекращение огня, повстанцы смогут снова перевести дыхание, перегруппировать силы и вооружиться дополнительным российским оружием - около ста километров границы с Россией до сих находится пор под их контролем. Россия до этого отвергала изолирование границы. Это демонстрирует ключевую роль Запада: если ему не удастся убедить в этом Путина сейчас, война продлится до зимы», - пишет Неефе.
В-седьмых, по его мнению, важнейший сигнал дал Москве Порошенко: Украина не стремится в НАТО, но, возможно, стремится к нейтральному статусу. «Большего Путин от Киева теперь вряд ли может ожидать. Поэтому президент России должен признать одно: он хотя и выиграл Крым, но потерял другую часть Украины. Война на востоке уже объединила вместе украинцев, и появилось то, чего до сих пор, в основном, не было: украинское национальное самосознание. В Харькове и Днепропетровске, двух городах, которые раньше имели тесные отношения с Россией, украинские цвета теперь можно увидеть повсюду. В Харькове один пожилой мужчина сказал мне, что он все недавно хотел вернуться в СССР. Но, учитывая то, что сейчас происходит в Крыму и Восточной Украине, он сейчас хочет только одного: более тесных отношений с Западом», - пишет Неефе.