В поисках места под солнцем. Как меняется география украинского экспорта

В поисках места под солнцем. Как меняется география украинского экспорта

За годы независимости, особенно после кризиса 2008-2009 годов географическая и товарная структура украинского экспорта стала более диверсифицированной, однако отечественные компании все еще недостаточно активны в продвижении своих товаров на новые перспективные рынки.

Чтобы не раздражать Россию, Украина и дальше тянет с ратификацией Соглашения об ассоциации с ЕС, но это не помешало Москве начать полномасштабную торговую войну. Россельхознадзор от 28 июля ограничил ввоз молочной продукции, на прошлой неделе вернул в нашу страну четыре партии мяса, несколько - меда и яиц, и пригрозил ограничить в начале августа импорт всей продукции растениеводства. Роспотребнадзор от 29 июля запретил ввоз украинских овощных, фруктовых и рыбных консервов.

Таким образом, все консультации и реверансы Киева и ЕС в сторону Москвы, чтобы не дать ей оснований для ограничений украинских товаров, оказались бессмысленными. Даже если бы через зону свободной торговли (ЗСТ) Украины с Евросоюзом РФ приостановила действие положений ЗСТ СНГ в товарообмене с Киевом, это означало бы лишь переход на несколько более высокие таможенные тарифы. Зато последние запретительными мерами при формальном продлении действия ЗСТ СНГ Кремль в очередной раз продемонстрировал, что в любой момент может прибегнуть к тотальному запрету на импорт любого украинского товара, и повод для этого всегда найдется.

Во-первых, это свидетельствует, что затягивание с ратификацией Соглашения об ассоциации лишено всякого смысла. Во-вторых - абсурдной является ситуация, когда враг, который открыто отправляет на нашу территорию своих диверсантов и поставляет им оружие, против которого мы требуем международных санкций, остается для самой Украины «важным торговым партнером».

Не раз писалось о том, что потеря российского рынка не будет иметь катастрофических последствий для отечественной экономики, и обосновывалась мысль о необходимости свертывания торгово-экономических контактов с РФ , как ненадежным и непрогнозируемым партнером с тотальной зависимостью торгового режима от политических настроений в Кремле и неоднократно продемонстрированным намерением использовать его политического шантажа против Украины.

Эта мысль, наконец, была озвучена и на уровне высшего государственного руководства. 18 июля глава правительства Арсений Яценюк на совещании по вопросам диверсификации рынков сбыта и источников промышленной продукции заявил: «... необходимо готовиться к тому, что у нас будет практически полное ограничение торговли с Россией в двустороннем формате... Я осознаю все экономические последствия. И вы осознаете их. Но я точно так же понимаю, что Россия - это не единственный рынок в мире, на который должна поставляться украинская продукция. Поэтому правительство должно сделать все для того, чтобы уже в краткосрочной перспективе мы диверсифицировали рынки сбыта». Хотелось бы надеяться, что лед тронулся.

Эволюция торговли

Взглянув на изменения географической структуры украинского экспорта, можно убедиться, что за годы независимости наша экономика, хоть и не столь активно, как хотелось бы, все же переориентировалась на новые рынки. Товарная структура этого экспорта тоже эволюционировала таким образом, чтобы занять ту нишу на международном рынке, в которой украинские товары должны иметь конкурентоспособность и вне постсоветского пространства.

Если в середине 1990-х годов (похожую ситуацию видим сейчас в Беларуси) свыше 50% экспорта наших отечественных товаров все еще шло к бывшим республикам СССР, то за последующие 17 лет их доля заметно уменьшилась. С 1996-го до 2013-го стоимость украинского экспорта в долларовом эквиваленте выросла в 4,4 раза, однако направленного на рынки стран СНГ - только в 3,1 раза, а стран ЕС-28 (в его нынешнем составе) - в 5 раз, в Азии - в 5,8 раза, а наиболее динамичной была экспансия наших производителей в Африку (туда вывоз товаров за указанный период вырос в 24,3 раза).

Таким образом, доля стран СНГ в вывозе товаров из Украины резко снизилась от угрожающих экономической безопасности 50,1% в 1996 году до более умеренных 34,9% в 2013-м, ЕС - выросла с 23,1% до 26,5%, Азии - от 20,1% до 26,6%, Африки - от символических 1,5% до 8%. Отметим, что аналогичные процессы происходили и в нашем импорте. За 17 лет он вырос в 4,4 раза, однако из стран СНГ - только в 2,5, Америки - в 4,7, Африки - в 5,3 раза, ЕС-28 - в 6 раз, Азии - в 22,7 раза. В результате доля СНГ в импорте упала с 63,5% до 36,3%.

Под влиянием кризиса

Особенно значительные сдвиги в украинском экспорте произошли под влиянием мирового экономического кризиса 2008-2009-го за последние шесть лет.

Изменение его товарной структуры показало закономерную переориентацию на экспорт тех видов продукции, в производстве которых Украина имеет естественные преимущества. Например, если его общий объем от 2007 до 2013 года вырос почти в 1,3 раза (от $49,25 млрд. до $63,3), то экспорт зерна - более чем в восемь раз (от $0.76 млрд. до $ 6,37 млрд.), семена масличных культур - втрое (от $0,67 млрд. до $2,05 млрд.), продукции масложировой промышленности - вдвое (от $1,72 млрд. до $3,51 млрд.). Готовых пищевых продуктов - в 1,7 раза (от $2,06 млрд. до $3,56 млрд.), животноводческой продукции - почти в 1,5 раза. В целом доля продовольственных товаров в украинском экспорте за последние шесть лет поднялась от 12,7% до 26,8% и превысила стоимость экспорта продукции черной металлургии.

Почти втрое за последние шесть лет умножился экспорт каменного угля (от $266 млн. до $737 млн.), в 1,5 раза - электроэнергии (от $380 млн. до $580 млн.), в 1,4 - электротехники (от $2,24 млрд. до $3,13 млрд.). В 1,6 раза - бумаги, картона и печатной продукции (от $0.770 млрд. до $1,25 млрд.), в 1,4 - древесины и изделий из нее (от $0,83 млрд. до $1,14 млрд.), почти вдвое - мебели (от $287 млн. до $556 млн.) и фармацевтической продукции (от $129,5 млн. до $251,5 млн.), в 1,3 раза - обувь (от $143,5 млн. до $191,5 млн.).

Зато экспорт тех товаров, от которых до кризиса страна была чрезмерно зависима, сокращался или стагнировал. Например, в 2007 году на продукцию черной металлургии и химической промышленности (включая производство полимеров, пластмасс и резины) приходилось более 50% всего вывоза. В 2013 году ее доля упала до 35,8%. Экспорт черных металлов и изделий из них уменьшился на 1/6 (от $19,66 млрд. до $16,91 млрд.), пластмассовых и резиновых - сократился на четверть (от $0.99 млрд. до $0,79), химической продукции (без фармацевтики) увеличился лишь на 3% (от $3,93 млрд. до $4,05 млрд.). И заметное затухание потерпел экспорт автотранспортных средств, который в 2013 был в 2,5 раза меньше, чем в докризисном 2007-м (от $1 млрд до $0,38).

Тогда же произошла значительная переориентация экспорта между отдельными странами. В январе-мае 2014 года его общий объем ($24,20 млрд.) был лишь немного меньше, чем в соответствующий период 2008-го ($25,65 млрд.). Однако одновременно резко сократился вывоз в большинства постсоветских государств и особенно членов Таможенного союза. Исключениями в СНГ были бы Кыргызстан и Туркменистан, однако объемы поставок в эти страны были и остаются весьма незначительными.

В Европе резко выросли поставки в Испанию и Португалию, страны Бенилюкса, Великобританию и Ирландию, а также Польшу, Чехию и Францию. В меньшей степени, но также расширились поступления украинских товаров в Венгрию, Австрию, Италию, Финляндиию. В остальные европейские страны объемы поставок за последние шесть лет упали. Особенно сильно - в балканские (Грецию, Болгарию, Македонию, Сербию, Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению), Эстонию и Латвию, а также Швейцарию и Норвегию. В Западном полушарии за последние шесть лет увеличить вывоз украинских товаров удалось лишь в Мексику, Кубу и Панаму.

В Азии заметно (в 1,5 - 4 раза) рост отечественного экспорта произошел в Ираке, Израиле, Малайзии, странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Южная Корея) и Южной Азии (Индия, Бангладеш). В абсолютных размерах это особенно заметно в случае КНР, Индии и Ирака, совокупный объем поставок украинских товаров на рынки которых в январе - мае 2014-го был лишь вдвое меньше, чем экспорт на российский рынок. Другое сравнение: для наших поставщиков рынок Индии сейчас больше немецкого или венгерского, а китайский уже превзошел польский или итальянский.

Украинский экспорт в Африку, выросший за последние шесть лет больше, концентрируется в ее северной, средиземноморской части, и прежде всего в Египте. Эта страна в январе-мае 2014 года импортировала украинских товаров более чем на $1,2 млрд. и уступала только России и незначительно Турции. Четверо других крупных африканских импортеров наших товаров - Марокко, Тунис, Алжир и Ливия. Одновременно южнее Сахары отечественные поставщики за последние шесть лет нарастили свое присутствие в Южной Африке, Эфиопии, Джибути, Кении, Сенегале, Либерии, Экваториальной Гвинеи, и двух государствах Конго, хотя во многих других случаях, наоборот, потеряли даже ранее приобретенные позиции.

Ряд африканских и латиноамериканских, даже азиатских стран остается почти не освоенным украинскими экспортерами, даже несмотря на то, что у их соседей в расчете на человека или единицу ВВП поставляется в десятки, а иногда и сотни раз больше наших товаров. В Африке terra incognita для Украины все еще остаются Габон, Гамбия, Гвинея-беса, Замбия, Зимбабве, Комора, Мадагаскар, Намибии, Южный Судан, Свазиленд, Сейшельские Острова, Центральноафриканская Республика, однако наблюдаются незначительные объемы экспорта и в ряд других стран. В Латинской Америке отечественные поставщики фактически отсутствуют на рынках большинства стран Карибского региона, Чили, Боливии, Венесуэлы, Никарагуа, Гондураса, Гаваны, Парагвая, Уругвая. В Азии - Камбоджи, Лаоса, Непала.

Мифы и реальность

Живущим остается стереотип, мол, экспорт из Украины за пределами постсоветских территорий обречен быть сырьевым, с низким уровнем добавленной стоимости, а ее товары неконкурентоспособны на европейском рынке. Впрочем, факты не подтверждают такого мнения.

Возьмем, например, Данию, которой в 2013 году было отправлено украинских товаров на $164 млн. Из них 29% составляли продукты сельского хозяйства и пищевой промышленности, 28,6% - одежда, обувь и изделия из кожи, 11,8% - продукция машиностроения, 11,5% - черной металлургии, 7,4% - мебель, 5,9% - товары деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 3,8% - химической. В украинских поставках в Латвии (более $180 млн. в 2013 году) на продукцию машиностроения приходится 32,1%, на товары пищевой промышленности - 19,5%, еще 9,4% - на одежду. 43,9% отечественного экспорта в Эстонии ($103 млн. в 2013 году) - это продукция машиностроения. 53,8% наших поставок в Норвегии также приходится именно на эту статью (в основном это суда).

Не худшей является и структура отечественного экспорта в ряд больших европейских стран с большими объемами поставок наших товаров. Например, украинский экспорт в Германию
($1,6 млрд. в 2013 году) на 27,2% состоял из продукции машиностроения, на 19,1% - изделий черной металлургии, на 13% - из товаров легкой промышленности. В экспорте в Польшу
($2,5 млрд. в 2013 году) 26,3% приходилось на продукцию черной металлургии, 13,9% - машиностроения, 12,7% - пищевой промышленности, по 2,4% составляли мебель, одежду и обувь. 34,2% нашего экспорта в Венгрию ($1,6 млрд. в 2013 году) составляла продукция машиностроения. 22,3% объема украинских поставок в Румынию - изделия черной металлургии, 13,9% - одежда и обувь, 12,3% - товары машиностроительной отрасли.

Экспортируется в значительных объемах украинская продукция машиностроения и в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Например, в прошлом году она составляла 10,8% всего нашего экспорта в Китай (равный $2,7 млрд.), 21% - в Иран ($0,8 млрд.), около 25% - во Вьетнам ($185 млн.). На 90,6% из продукции машиностроения состоит украинский экспорт в другую страну Юго-Восточной Азии - Мьянмы, на 79,7% - в Нигерию, на 64,9% - в Анголу (преимущественно электрические машины), на 52,6 % - в Экваториальную Гвинею. Объемы здесь обычно меньше, однако поступления украинской машиностроительной продукции в каждой из этих стран уже сейчас измеряются 100-200 млн. гривен в год.

Расширять плацдармы

Перспективы диверсификации украинского экспорта открываются на европейском рынке продовольственных товаров, в частности в сегментах, которые недавно были малодоступными для наших производителей из-за местных строгих стандартов, которым отечественная продукция преимущественно не отвечала. Так, министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка сообщил, что инспекционная миссия специалистов Гендиректората Европейской комиссии САНКО 28 сентября - 2 октября посетит Украину, чтобы проверить ее животноводческие предприятия. Если к тому времени парламент примет несколько необходимых изменений в законодательство, регламентирующие качество продукции в секторе, можно ожидать значительного расширения возможностей для экспорта украинской животноводческой продукции, прежде всего молочной, в ЕС в ближайшее время.

На африканском и азиатском рынках Украина представлена сейчас в основном маслом и зерном, продукцией черной металлургии и удобрениями. Но это свидетельствует прежде всего о значительных резервах для наращивания поставок в страны региона других видов продуктов пищепрома, животноводства, овощеводства, а также изделий машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и т.п.. О том, что такие перспективы есть, свидетельствуют имеющиеся плацдармы на рынках самых разных стран Африки и Азии.

Например, львиную долю поставок в Египет, крупнейшего импортера украинских товаров в Африке, составляли продукция черной металлургии ($1,1 млрд.), зерно (более $1 млрд.) и масло ($0,360 млн.). Между тем автотранспортных средств было продано туда только на $40 млн., электрических машин - на $16 млн., другой машиностроительной продукции - на $9 млн.. Мясомолочных изделий в Страну Пирамид из Украины поступило на $3,6 млн., овощей - на $1,7 млн., продукции мукомольно-крупяной промышленности - на $1,5 млн., деревообрабатывающей - на $1,6 млн., на $6 млн. украинского мясо-молочного производства ежегодно потребляет Ливия, на $4 млн. каждая - Ангола и Либерия, на $3 млн. - Нигерия, на $2 млн. - Судан, список можно продолжать.

Значительно больше нашей мясо-молочной продукции поставляется в страны Азии: на $77,5 млн. - в Ирак, на $38 млн. - в Иорданию, на $20 млн. - в ОАЭ, на $13 млн. - в Турцию, на $5 млн. - в Китай, на $3,6 млн. - в Индонезию, на $1,4 млн. - в Кувейт, на $1,1 млн. - в Пакистан, на $1 млн. - в Оман и др. В Индию, один из крупнейших азиатских покупателей украинских товаров, поступает прежде масло (54,1%), однако также овощи (на $7,4 млн.), мебель (на
$4,8 млн.), продукция машиностроения (на $144 млн.). На $2,6 млн. украинских овощей было отправлено в прошлом году в Пакистан, столько же в Малайзию.

Т.е. мы имеем плацдармы для наращивания экспорта соответствующих продовольственных товаров, вытесняющихся с российского рынка. В подтверждение мнения, что это даже сейчас не так и малые объемы, а в случае увеличения они могут компенсировать значительную часть потерь на российском направлении, отметим, что, например, на «жизненно важныйу рынок» РФ за неполное первое полугодие 2014-го (январь - май) было экспортировано мясо-молочной продукции лишь на $112 млн., автотранспортных средств - на $65 млн., а овощей за весь 2013 год - на $49 млн..

Тактика и стратегия

Недавно Беларусcь была вынуждена пойти на попятную и отменить введенное ранее лицензирование от 1 мая ряда украинских товаров. Это произошло после того, как Украина с 26 июля решила ввести специальные пошлины объемом 55,3-60,05% на ряд продуктов белорусской кондитерской, молочной продукции, пиво, резиновые шины, электрические лампы, минеральные удобрения, а также холодильное оборудование. Таким образом, была продемонстрирована эффективность жестких мер в ответ на попытки соседей навредить нашим поставщикам.

Так же, несмотря на стереотипы, Киеву нечем ответить и на торговую войну со стороны Москвы, ведь, вопреки распространенному мнению, российский экспорт в Украину состоит не только из газа, нефти и нефтепродуктов. Поставка других товаров из РФ только за январь - май 2014 превысило $2,9 млрд.: это только в 1,5 раза меньше всего украинского экспорта в Россию за соответствующий период. В частности, оттуда в Украину за это время было ввезено на $800 млн. продукции машиностроения, на $400 млн. - металлургии, на $293 млн. - сельского хозяйства и пищевой промышленности, на $211 млн. - пластмасс и изделий из резины, на $193 млн. - удобрений, на $101 млн. - эфирных масел, мыла и моющих средств, на $37 млн. - фармацевтической продукции. Поскольку речь идет о неполных полгода, то потенциальные годовые потери РФ только за не топливным экспортом в Украине могут достичь $7-8 млрд. Однако альтернативу можно найти и российской нефти и нефтепродуктам.

Однако в случае России такой тактический, «белорусский» вариант защиты интересов украинских поставщиков вряд ли будет эффективен, поскольку в Москве великодержавные геополитические комплексы устойчиво доминируют над здравым экономическим смыслом. Подтверждение тому - двусторонние торгово-экономические связи последних лет. За попытки Путина силой затянуть Украину в Таможенный союз и неприемлемые цены на газ только за три последних года (с января-мая 2011-го к соответствующему периоду 2014) экспорт украинских товаров в РФ упал более чем в 1,5 раза (от $7,3 до $4,7 млрд.), но еще больше, почти вдвое, за то же время уменьшился импорт российской продукции в Украину (с $12,6 до $7,1 млрд.). Поэтому не стоит надеяться на возможность долгосрочной стабилизации торгово-экономических отношений с Москвой, а стратегия должна строиться на возведении товарообмена с этой страной до минимума. Ведь, пережив эту потерю однажды и найдя ей замену, мы получим долгосрочную стабильность и в разы выше прогнозируемость новых торговых партнеров.

Оригинал и фото: © 2014 http://tyzhden.ua/, Александр Крамар. Перевод выполнен ПрессОрг24 http://pressorg24.com/ с разрешения редакции "Тыждень". При перепечатке ссылка на оригинал перевода и на издание "Тыждень" обязательна.

Главные новости дня

Новости партнеров