Курс доллара идет на рекорд. Время сдавать валюту

14 Авг 2014 года - 12:20
Курс доллара идет на рекорд. Время сдавать валюту

В последние дни валютный рынок лихорадит. 12 августа на межбанке торговая сессия открылась так, что за $1 просили 13,3 грн. Это ровно столько, сколько было четыре месяца назад, 11 апреля, когда цена американской валюты установила исторический максимум.

Панику разогревают действия НБУ, не совсем понятные участникам рынка, нелестные комментарии части экспертов, а также очередная волна пессимистических статей журналистов. Одновременно оснований для того, чтобы курс доллара надолго закрепился выше этого уровня, нет. Большинство аргументов подтверждает, что уравновешенные владельцы американской, как, впрочем, и европейской, валюты должны воспользоваться пиком, чтобы обменять ее на гривну.

Фундаментальный аспект

В результате нынешнего обесценивания национальной денежной единицы, тенденции платежного баланса, которые формируют основу для динамики валютного курса, улучшились. На сегодня они закрепились и получили выражение в статистике, доступной для анализа.

В первом полугодии дефицит счета текущих операций составил $1,9 млрд, что на 64% меньше, чем в прошлом году. Торговый дефицит уменьшился на 67%, до $1,8 млрд. То есть падение импорта произошло более высокими темпами, чем экспорта. Итак, через канал внешней торговли из страны утекает значительно меньше валюты, чем в прошлом году, что, безусловно, способствует стабилизации ее курса. Однако, здесь есть два нюанса.

Во-первых, Украина страдает от торговой войны, начатой Россией. За январь-май этого года объем нашего товарного экспорта в РФ потерял 24%, а в июне и июле количество торговых ограничений Москвы лишь возросло, поэтому в дальнейшем статистика зафиксировала еще большее падение экспорта. Более того, снижается вывоз товаров и к союзникам РФ: Белоруссии и Казахстану (на 22% и 53%). В итоге, за пять месяцев 2014 года, Украина отправила в страны Таможенного союза на $2,5 млрд. меньше товаров, чем в 2013 году, и недополучила оттуда соответствующее количество валютных поступлений. То есть, в годовом исчислении она недосчитается от стран ТС по крайней мере $6 млрд. валютной выручки, что составляет почти треть прошлогодних поступлений ($19,2 млрд.).

Но насколько существенной является эта потеря? Целесообразно провести параллели с 2008-2009-ми годами. Тогда всего за год вследствие глобального кризиса объем экспорта товаров из Украины уменьшился на $27,4 млрд. (точка отсчета, с которой началось падение, была сопоставимой с прошлогодним уровнем экспорта), а максимальный размах обесценивания гривны достиг 109%, с 4,60 грн/$ на середину августа 2008 года до 9,64 грн/$ (по средней цене закрытия) 18 декабря того же года. Сейчас даже если Украина будет экспортировать в Россию, Беларусь и Казахстан абсолютный ноль, а это невозможно организовать, то экспортные потери будут в полтора раза меньше. Это при том, что национальный товаропроизводитель постепенно переориентируется на новые рынки, в частности, и евросоюзовские - благодаря отмене европейцами ввозных пошлин на украинские товары, в результате чего общий спад экспорта будет заметно меньше. На этом фоне максимальный масштаб нынешней девальвации гривны на межбанке составляет 62%, с 8,11 грн/$ в конце апреля прошлого до 13,15 грн/$ 11 апреля этого года. Итак, даже если бы мы полностью прекратили торговлю со странами ТС, то амплитуда нынешнего обесценивания гривны уже учитывает такой сценарий развития событий. Поэтому не стоит переоценивать потери от прекращения товарообмена с Россией: Украина не далее как пять-шесть лет назад хоть и с трудом, но пережила значительно больший экономический шок.

Во-вторых, чем заметнее обесценивание гривны, тем ниже падает покупательная способность доходов украинцев. С одной стороны, это приводит к обнищанию населения. С другой - положительным эффектом от девальвации является уменьшение импорта, прежде всего товарного, поскольку более низкие доходы в долларовом выражении заставляют отказываться от покупки импортных товаров. Если предположить, что курс американской валюты на некоторое время задержится на отметке 13,3 грн/$, а среднемесячная зарплата - на уровне 3368 грн, который зафиксирован в первом полугодии 2014-го, тогда заработок составит $253 (чуть больше, чем в 2009 году, и незначительно меньше, чем в 2007-м). Это будет соответствовать товарному импорту на уровне $45-55 млрд., что на $30-40 млрд. меньше, чем в прошлом году. В эту последнюю сумму можно вместить и прошлогодний дефицит счета текущих операций ($16 млрд.), и ожидаемое снижение показателей экспорта в страны ТС ($6 млрд.). Даже если бы все предприятия Донецкой и Луганской областей, работающих на экспорт (не только в РФ), оказались полностью разрушены войной, то это заняло бы еще $11 млрд., которые так же уместились бы в это уменьшение импорта, вызванное падением покупательной способности доходов. Но это самый-самый худший сценарий, кроме масштабной открытой войны на значительной территории Украины, который можно рассматривать, поэтому он и маловероятен. В лучшем случае $10-15 млрд. станут в 2014 году, при средней зарплате $253 в месяц, тем избытком валюты, который будет давить на курс доллара в сторону падения. Следовательно, сохранение валютного курса на уровне 13,3 грн./$ слишком сильно ограничит импорт и рано или поздно приведет к удорожанию гривны.

Стоит упомянуть еще один фактор. В этом году иностранные инвестиции не были надежным источником валюты, потому что деньги убегали из нашей страны. Так, на протяжении первого полугодия, по оценкам НБУ, по статьям финансового счета платежного баланса с Украиной получилось $2,6 млрд. на фоне того, что в прошлом году за аналогичный период произошел приток валюты в объеме $7,6 млрд., а за весь 2013-й - $18,5 млрд.. Сейчас в этом направлении ситуация выравнивается, ведь сальдо прямых инвестиций в июне, наконец, стало положительным, отток наличной валюты из банковского сектора прекратился и сменился на приток, другие статьи финансового счета также демонстрируют положительную динамику. Поэтому весьма вероятно, что во втором полугодии будет появляться все больше иностранных инвесторов, готовых вкладывать деньги в Украину, поэтому по статьям финансового счета зафиксируют приток валюты. По крайней мере, уже сейчас на рынке говорят об интересе к НДС-облигациям у нерезидентов (за последние две недели они дополнительно купили гособлигаций на 1 млрд. грн.), а рынок акций постепенно растет, очевидно, за счет денег иностранцев.

Эмоциональный аспект

Если анализировать эмоциональный фон нынешнего падения курса гривны, то оно достаточно напряженное. А именно в таких условиях в период кратковременных приступов общественной паники валютный рынок достигает своих экстремумов.

И снова аналогия с 2008-2009 годами. После того, как 18 декабря 2008 года торги закрылись на рекордной цене 9,64 грн/$, было еще два пика, причем оба с ценами ниже этой. Первый, со средней ценой закрытия 9,22 грн./$, состоялся 25 февраля 2009 года, в разгар глобального финансового кризиса, за полмесяца до того, как ФРС объявила масштабный пакет фискального и монетарного стимулирования американской экономики. Эмоциональный фон тогда имел на порядок выше градус, однако гривна свои декабрьские значения не превысила. Зато сейчас глобальный эмоциональный фон положителен, как никогда: фондовые рынки растут, экономика восстанавливается, процентные ставки по облигациям падают. И к войне на Донбассе глобальный инвестор уже привык.

На сегодняшний день весь страх участников рынка заключается в том, удастся ли России полномасштабная военная интервенция в Украину. Судя по тому, что ЕС синхронно с США готов наращивать диапазон экономических санкций против Москвы (и, главное, уменьшить их, если РФ пересмотрит позицию), у Путина появляется все больше причин отказаться от нападения на нашу страну. Поэтому война на Донбассе постепенно угасает и, возможно, уже до конца года начнется восстановление региона и масштабный приход иностранных инвестиций в Украину.

Однако, действия РФ редко можно объяснить логически. Путин может почувствовать себя загнанной в угол крысой. А, как известно, в таких случаях эти животные бросаются на соперника, несмотря ни на что. Кремлевский вождь в определенный момент может расценить открытую войну в Украине, как последний шанс сохранить лицо. Только тогда, с масштабными разрушениями, присущими военному времени, с уничтоженными крупными предприятиями-экспортерами Донбасса (боевики, кажется, сейчас охраняют их настолько же пристально, насколько имение Януковича в Донецке), платежный баланс Украины, при неудачной макроэкономической политике правительства, может понести такие изменения, отвечающих равновесному курсу 13,3 грн./$ и выше. Во всех остальных случаях мы увидим подорожание гривны. А при определенных обстоятельствах даже министр финансов Шлапак, прогнозировавший ревальвацию до 10,5 грн./$, может оказаться правым. И эти обстоятельства не так уж невозможны.

Оригинал и фото: © 2014 http://tyzhden.ua/, Любомир Шавалюк. Перевод выполнен ПрессОрг24 http://pressorg24.com/ с разрешения редакции "Тыждень". При перепечатке ссылка на оригинал перевода и на издание "Тыждень" обязательна.

Главные новости дня

Новости партнеров